ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж

Региональная сетевая площадка непрерывного технологического образования школьников

 

В Ярославской области создана и функционирует сетевая площадка непрерывного технологического образования школьников. Организаторами площадки выступают четыре профессиональные образовательные организации: Ярославский градостроительный колледж, Ярославский колледж индустрии питания, Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, Ярославский автомеханический колледж. Сетевым центром площадки является Ярославский градостроительный колледж.

За последние несколько лет существенно повысились требования к предметной области «технология». Появились новые содержательные единицы: лазерные технологии, нанотехнологии, ИТ-технологии и др. Изменились требования к методикам и технологиям обучения в усилении практической составляющей. Обучение должно проводится на высоктехнологичных местах.

В этих условиях становятся востребованными сетевые программы с участием организаций, обладающих уникальным опытом и ресурсами. К таким организациям относятся колледжи как участники движения WorldSkills, практико-ориентированного (дуального) образования и других проектов.  Для реализации таких программ у колледжей имеются все необходимые ресурсы:

 

  • высокий кадровый потенциал
  • современная материально-техническая, информационно-коммуникационная база
  • прочные взаимосвязи с предприятиями-партнерами
  • опыт проектного управления
  • опыт сетевого взаимодействия

Помимо этого, взаимодействие школ и колледжей позволит выстроить многоуровневую, многопрофильную, вариативную систему профессионального самоопределения школьников.

В результате реализации проекта создана модель, которая представляет собой упорядоченный портфель программ и мероприятий, а также механизмы обеспечения выбора профессиональных образовательных траекторий школьников.

Участвуя в мероприятиях площадки, школьники могут:

  • попробовать себя в различных, наиболее востребованных профессиях нашего региона;
  • регулировать степень погружения в профессию (знакомство, погружение, профессиональное обучение).

Все образовательные программы упорядочены по образовательной направленности, профилю и месту реализации программы – базовой профессиональной образовательной организации. Тем самым созданы условия для многопрофильности непрерывного технологического образования.

Другим основанием для упорядочивания программ является уровень погружения обучающихся в ту или иную сферу деятельности.

Первый уровень включает в себя мероприятия-знакомства, мероприятия профессиональные пробы одновременно в нескольких отраслях, сферах деятельности. В проекте они представлены двумя видами программ: сетевым модулем образовательной области «технология» и модульной программой профессиональных проб.

Программы второго уровня – программы одного профиля разной продолжительности. Это и программы внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности. Например, разработаны и реализуются программы «управление многоквартирным домом», «промышленный дизайн», «промышленная робототехника».

Программы третьего уровня – это программы профессионального обучения. В случае если обучающийся хочет за время обучения в школе получить свидетельство о профессии в рамках какого-то профиля ему будет предложен этот вид программ.

Тем самым созданы условиях для многоуровневости непрерывного технологического образования.

Переходя от профиля к профилю и от уровня к уровню, школьник имеет возможность конструировать свой образовательный маршрут технологического образования, чем обеспечивается вариативность.

 

Информация об инновационном проекте «Разработка и реализация сетевой модели непрерывного технологического образования для профессионального самоопределения и развития обучающихся с учетом перспектив социально-экономического развития региона»

   Актуальность проекта. Задачи по профессиональному самоопределению школьников фиксируются в значительном количестве документов и программ федерального и регионального уровней. В Ярославской области сегодня реализуется комплекс мероприятий по профессиональному самоопределению школьников. В их числе создание системы профессиональной навигации, разработка программных и диагностических материалов, реализация территориальных и отраслевых практико-ориентированных моделей профессионального самоопределения.

Однако количество организаций, участников, программ, включенных в имеющиеся модели не столь значительно. Как результат уровень профессионального самоопределения остается низким и мало соответствует приоритетам социально-экономического развития региона (по материалам Программы развития воспитания в Ярославской области).

Кроме того, ожидаются существенные изменения в требованиях к образовательным результатам предмета технология из-за внесения изменений во ФГОС и введение в действие Концепции технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации.

Выполнение этих требований на базе только общеобразовательных организаций невозможно. Отсутствие целого ряда ресурсов (кадровых, материально-технических, программных и др.) требует выстраивания сетевого взаимодействия школ с другими организациями. Существенную роль в этом взаимодействии могут сыграть профессиональные образовательные организации. Взаимодействие школ и колледжей позволит выстроить многоуровневую, многопрофильную, вариативную систему профессионального самоопределения школьников.

Участники проекта.  

Исполнитель проекта: ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж.

Со-исполнителями проекта на начальном этапе являются ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания, МОУ средняя общеобразовательная школа п. Дубки. На последующих этапах список участников будет расширен.

Научное руководство проектом – ГОАУ ЯО «Институт развития образования»;

ГУ ЯО Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс».     

Срок реализации проекта.      

2018-2020г.

         План реализации проекта

№ п/п

Наименование задачи

Срок реализации

ЭТАП 1. Разработка модели и механизмов ее реализации (2018 год)

1.1.

Проработка и создание организационно-методических условий реализации проекта

Март- декабрь

1.2.

Проработка и создание нормативных условий реализации проекта

Март- декабрь

1.3.

Проработка и создание кадровых условий реализации проекта

Апрель-сентябрь

1.4.

Подбор (разработка) диагностических материалов для профессионального самоопределения обучающихся

Ноябрь

1.5.

Подбор и концентрация материально-технических условий реализации проекта

Декабрь

1.6.

Создание условий для информационного сопровождения проекта

В течение года

ЭТАП 2. Реализация модели, расширение портфеля мероприятий и программ (2019 год)

2.1.

Расширение состава участников сети

Февраль

2.2.

Создание организационно-методических условий

Июнь-сентябрь

2.3.

Создание кадровых условий

Сентябрь-октябрь

2.4.

Реализация портфеля мероприятий и программ для школьников

В течение года

2.5.

Создание условий для информационного сопровождения проекта

В течение года

2.6.

Диагностика результативности проекта

Ноябрь

ЭТАП 3. Обобщение и распространение созданных практик, увеличение охвата проекта (2020 год)

3.1.

Расширение состава участников сети

Февраль

3.2.

Создание организационно-методических условий

Июнь

3.3.

Создание условий для информационного сопровождения проекта

В течение года

3.4.

Реализация портфеля мероприятий и программ для школьников

В течение года

3.5.

Диагностика результативности проекта

Ноябрь

 

Основные результаты проекта.

  • Статьи по теме проекта, описывающие модель и механизмы ее реализации (не менее 3х);
  • портфель программных и методических материалов (не менее 8 мероприятий и программ по не менее 5 приоритетным отраслям экономики региона);
  • рекомендации по обновлению содержания и технологий обучения предметной области «Технология»;
  • пакет диагностических материалов для профессионального самоопределения школьников и профессиональной идентичности студентов и порядок их использования.

Основные потребители результатов проекта

Профессиональные и общеобразовательные организации. 

Эффекты для региональной системы образования.

  • В результате реализации проекта будет создана модель, которая может быть переносима на другие профессиональные и общеобразовательные организации.  Переносимость обеспечивается универсальным характером модели, тщательностью проработки условий ее реализации (нормативных, организационных, методических и проч.).
  • Вследствие этого количество участников сети может увеличиваться, в том числе включать в себя другие организации: организации дополнительного образования детей, вузы, предприятия.
  • Благодаря тому, что созданная сеть будет носить «распределенный» характер (отсутствует «ядро» сети) новые участники смогут встраиваться в проект независимо от отрасли, территории и др.