Региональная сетевая площадка непрерывного технологического образования школьников
В Ярославской области создана и функционирует сетевая площадка непрерывного технологического образования школьников. Организаторами площадки выступают четыре профессиональные образовательные организации: Ярославский градостроительный колледж, Ярославский колледж индустрии питания, Ярославский колледж управления и профессиональных технологий, Ярославский автомеханический колледж. Сетевым центром площадки является Ярославский градостроительный колледж.
За последние несколько лет существенно повысились требования к предметной области «технология». Появились новые содержательные единицы: лазерные технологии, нанотехнологии, ИТ-технологии и др. Изменились требования к методикам и технологиям обучения в усилении практической составляющей. Обучение должно проводится на высоктехнологичных местах.
В этих условиях становятся востребованными сетевые программы с участием организаций, обладающих уникальным опытом и ресурсами. К таким организациям относятся колледжи как участники движения WorldSkills, практико-ориентированного (дуального) образования и других проектов. Для реализации таких программ у колледжей имеются все необходимые ресурсы:
- высокий кадровый потенциал
- современная материально-техническая, информационно-коммуникационная база
- прочные взаимосвязи с предприятиями-партнерами
- опыт проектного управления
- опыт сетевого взаимодействия
Помимо этого, взаимодействие школ и колледжей позволит выстроить многоуровневую, многопрофильную, вариативную систему профессионального самоопределения школьников.
В результате реализации проекта создана модель, которая представляет собой упорядоченный портфель программ и мероприятий, а также механизмы обеспечения выбора профессиональных образовательных траекторий школьников.
Участвуя в мероприятиях площадки, школьники могут:
- попробовать себя в различных, наиболее востребованных профессиях нашего региона;
- регулировать степень погружения в профессию (знакомство, погружение, профессиональное обучение).
Все образовательные программы упорядочены по образовательной направленности, профилю и месту реализации программы – базовой профессиональной образовательной организации. Тем самым созданы условия для многопрофильности непрерывного технологического образования.
Другим основанием для упорядочивания программ является уровень погружения обучающихся в ту или иную сферу деятельности.
Первый уровень включает в себя мероприятия-знакомства, мероприятия профессиональные пробы одновременно в нескольких отраслях, сферах деятельности. В проекте они представлены двумя видами программ: сетевым модулем образовательной области «технология» и модульной программой профессиональных проб.
Программы второго уровня – программы одного профиля разной продолжительности. Это и программы внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности. Например, разработаны и реализуются программы «управление многоквартирным домом», «промышленный дизайн», «промышленная робототехника».
Программы третьего уровня – это программы профессионального обучения. В случае если обучающийся хочет за время обучения в школе получить свидетельство о профессии в рамках какого-то профиля ему будет предложен этот вид программ.
Тем самым созданы условиях для многоуровневости непрерывного технологического образования.
Переходя от профиля к профилю и от уровня к уровню, школьник имеет возможность конструировать свой образовательный маршрут технологического образования, чем обеспечивается вариативность.
Информация об инновационном проекте «Разработка и реализация сетевой модели непрерывного технологического образования для профессионального самоопределения и развития обучающихся с учетом перспектив социально-экономического развития региона»
Актуальность проекта. Задачи по профессиональному самоопределению школьников фиксируются в значительном количестве документов и программ федерального и регионального уровней. В Ярославской области сегодня реализуется комплекс мероприятий по профессиональному самоопределению школьников. В их числе создание системы профессиональной навигации, разработка программных и диагностических материалов, реализация территориальных и отраслевых практико-ориентированных моделей профессионального самоопределения.
Однако количество организаций, участников, программ, включенных в имеющиеся модели не столь значительно. Как результат уровень профессионального самоопределения остается низким и мало соответствует приоритетам социально-экономического развития региона (по материалам Программы развития воспитания в Ярославской области).
Кроме того, ожидаются существенные изменения в требованиях к образовательным результатам предмета технология из-за внесения изменений во ФГОС и введение в действие Концепции технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации.
Выполнение этих требований на базе только общеобразовательных организаций невозможно. Отсутствие целого ряда ресурсов (кадровых, материально-технических, программных и др.) требует выстраивания сетевого взаимодействия школ с другими организациями. Существенную роль в этом взаимодействии могут сыграть профессиональные образовательные организации. Взаимодействие школ и колледжей позволит выстроить многоуровневую, многопрофильную, вариативную систему профессионального самоопределения школьников.
Участники проекта.
Исполнитель проекта: ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж.
Со-исполнителями проекта на начальном этапе являются ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания, МОУ средняя общеобразовательная школа п. Дубки. На последующих этапах список участников будет расширен.
Научное руководство проектом – ГОАУ ЯО «Институт развития образования»;
ГУ ЯО Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс».
Срок реализации проекта.
2018-2020г.
План реализации проекта
№ п/п |
Наименование задачи |
Срок реализации |
ЭТАП 1. Разработка модели и механизмов ее реализации (2018 год) |
||
1.1. |
Проработка и создание организационно-методических условий реализации проекта |
Март- декабрь |
1.2. |
Проработка и создание нормативных условий реализации проекта |
Март- декабрь |
1.3. |
Проработка и создание кадровых условий реализации проекта |
Апрель-сентябрь |
1.4. |
Подбор (разработка) диагностических материалов для профессионального самоопределения обучающихся |
Ноябрь |
1.5. |
Подбор и концентрация материально-технических условий реализации проекта |
Декабрь |
1.6. |
Создание условий для информационного сопровождения проекта |
В течение года |
ЭТАП 2. Реализация модели, расширение портфеля мероприятий и программ (2019 год) |
||
2.1. |
Расширение состава участников сети |
Февраль |
2.2. |
Создание организационно-методических условий |
Июнь-сентябрь |
2.3. |
Создание кадровых условий |
Сентябрь-октябрь |
2.4. |
Реализация портфеля мероприятий и программ для школьников |
В течение года |
2.5. |
Создание условий для информационного сопровождения проекта |
В течение года |
2.6. |
Диагностика результативности проекта |
Ноябрь |
ЭТАП 3. Обобщение и распространение созданных практик, увеличение охвата проекта (2020 год) |
||
3.1. |
Расширение состава участников сети |
Февраль |
3.2. |
Создание организационно-методических условий |
Июнь |
3.3. |
Создание условий для информационного сопровождения проекта |
В течение года |
3.4. |
Реализация портфеля мероприятий и программ для школьников |
В течение года |
3.5. |
Диагностика результативности проекта |
Ноябрь |
Основные результаты проекта.
- Статьи по теме проекта, описывающие модель и механизмы ее реализации (не менее 3х);
- портфель программных и методических материалов (не менее 8 мероприятий и программ по не менее 5 приоритетным отраслям экономики региона);
- рекомендации по обновлению содержания и технологий обучения предметной области «Технология»;
- пакет диагностических материалов для профессионального самоопределения школьников и профессиональной идентичности студентов и порядок их использования.
Основные потребители результатов проекта
Профессиональные и общеобразовательные организации.
Эффекты для региональной системы образования.
- В результате реализации проекта будет создана модель, которая может быть переносима на другие профессиональные и общеобразовательные организации. Переносимость обеспечивается универсальным характером модели, тщательностью проработки условий ее реализации (нормативных, организационных, методических и проч.).
- Вследствие этого количество участников сети может увеличиваться, в том числе включать в себя другие организации: организации дополнительного образования детей, вузы, предприятия.
- Благодаря тому, что созданная сеть будет носить «распределенный» характер (отсутствует «ядро» сети) новые участники смогут встраиваться в проект независимо от отрасли, территории и др.